Автор фото QARISPOL, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
Чёрт – антропоморфный демон чистого зла, злой дух. В славянской мифологии у него рога, копыта, тонкий хвост и свиное лицо. В христианском фольклоре чёрт считается приспешником сатаны.
Кто такой чёрт в славянской мифологии
Чёртом в славянской мифологии называют злой дух, которого характеризуют как игривого, озорного и похотливого. У чёрта есть много разных прозвищ, и он является персонажем большого числа сказок Восточной Европы. Чёрт – один из наиболее популярных персонажей, существующих в русской демонологии. Чёрт является сыном славянской богини Мары и бога Чернобога. На Украине это мифическое существо также известно как Гаспида, Дидко, Ирод и Куцый.
Как же выглядят черти в славянской культуре? Согласно народным представлениям белорусов, у чёрта антропоморфный вид, он косматый, чёрный, на голове у него два небольших рога, сзади хвост, на ногах и руках много острых когтей. У чертей мужского пола есть даже борода, хоть и реденькая, козлиная. В славянской мифологии чёрт может принимать на себя разные облики: появляться в образе животных и даже человека. Но как бы чёрт ни старался подделаться под человека, его можно узнать по рогам на голове, когтям на конечностях и по хвосту, потому что эти признаки не могут быть сброшены или изменены. Поэтому чёрт старается закрыть свои характерные признаки одеждой, появляется в шляпе и перчатках на руках.
Полёт кузнеца Вакулы на чёрте из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством».
Кто такой чёрт в христианской мифологии
В мифологии христиан сложились давние и стойкие представления о том, как выглядят черти, точнее об их телесной форме, потому что черти также являются злыми духами. В образе чёрта есть остатки индоевропейской мифологии, куда наложились более поздние христианские представления о том, что все языческие боги – демоны, в которых есть злое начало. Всё это смешалось с иудеохристианскими мифами о падших ангелах и Дьяволе.
В образе о чёрте можно найти схожесть с греческим богом Паном, являющимся духом полей и лесов, покровителем скотоводства, и Велесом. Но чёрт в христианстве, в отличие от языческих прообразов, не покровитель скотоводства, а вредитель для людей.
Черти в христианской мифологии имеют вид животных, принадлежащих старому культу, – волков, козлов, змей, ворон, собак и т. д. В христианской культуре у чертей человекоподобная (то есть антропоморфная) внешность, к которой добавлены различные уродливые или фантастические детали. Наиболее распространенный облик этих мифических существ идентичен образу сатиров, фавнов, бога Пана. У чёрта есть хвост, рога, козлиные копыта или козлиные ноги, в некоторых случаях шерсть, а также крылья летучей мыши, когти, свиной пятачок и прочее. Довольно часто их описывают с глазами, чёрными словно угли. В этом образе черти представлены на большом количестве фресок, икон, картин и иллюстраций к книгам в Восточной и Западной Европе.
Чёрт. Автор фото srub, CC BY 3.0, через Викисклад.
Кто такой чёрт в тюркской мифологии
В тюркском фольклоре (обычно соседствующем со славянским) название чёрта – Чор. В Анатолии он известен как Чорабаш. Чоры являются духовными существами, которые упоминаются в доисламских устных традиционных текстах и сказках. Они обитают в невидимом мире, расположенном в измерениях, недоступных для людей. В народных сказках упоминается, что чоры сделаны из огня и имеют физическое присутствие в природе, что позволяет им взаимодействовать с людьми и предметами и действовать как они.
Как и люди, чоры в тюркской мифологии могут быть добрыми (например, Ак-чор, то есть «белый чор»), злыми (например, Кара-чор, что значит «черный чор») либо нейтрально доброжелательными. Экзорциста в Анатолии называют Чораман. Есть два разных типа Чура: Арчура, который родом из леса и является мужем Орман Иеси, и Бичура, который родом из подземного мира и женат на Эв Иеси.
Кто такой чёрт в чешской и словацкой мифологиях
В чешских народных сказках чёрт сам по себе не является злым персонажем. Его постоянно видят соблазняющим подданных продать душу в обмен на власть, деньги, достижение цели. Обычно это заканчивается негативными результатами для злых или жадных героев, которых заставляют обманом получать совершенно бесполезные подарки и отправляют в ад.
В других случаях чёрт меняет свою роль с мошенника на обманутого. Он проигрывает герою, который оказывается хитрее и забирает его душу обратно. Таким образом, чёрта обманом заставляют строить крепостные стены за один день, рыть рыбные пруды и даже целые морские берега, перемещать огромные валуны или создавать холмы и горы. В некоторых случаях чёрту приписывают положительную роль, потому что он пытается отправить злых персонажей в ад, постоянно помогает или вступает в союз с героями и дарит им магические предметы или сокровища.
Чёрт на чешском рисунке 1848 года.
В чешской и словацкой мифологиях чёрт выглядит обычно как маленький пушистый человечек с хвостом, рогами и одним или двумя копытами. Чёрта может менять свою форму, и использует эту способность, чтобы пытаться обмануть других. В этих формах чёрт представлен в виде привлекательной молодой женщины, графа или охотника (как в опере «Дьявол и Кейт»). Часто это превращение не является (и не может быть) полным, так что чёрт может быть узнан по его маленькому рогу, спрятанному в его чёрных вьющихся волосах, или по ноге с копытом, которую он прячет в высоких сапогах. В мифологии чёрт не является дьяволом, хотя у них много общего. В некоторых произведениях описывается ад, полный чертей, которым управляет демон Люцифер.