Чёрт

Кто такой чёрт в мифологии, как выглядят черти, описание внешности мифического существа, чёрт в разных культурах

Автор фото QARISPOL, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Чёрт – антропоморфный демон чистого зла, злой дух. В славянской мифологии у него рога, копыта, тонкий хвост и свиное лицо. В христианском фольклоре чёрт считается приспешником сатаны.

Кто такой чёрт в славянской мифологии

Чёртом в славянской мифологии называют злой дух, которого характеризуют как игривого, озорного и похотливого. У чёрта есть много разных прозвищ, и он является персонажем большого числа сказок Восточной Европы. Чёрт – один из наиболее популярных персонажей, существующих в русской демонологии. Чёрт является сыном славянской богини Мары и бога Чернобога. На Украине это мифическое существо также известно как Гаспида, Дидко, Ирод и Куцый.

Как же выглядят черти в славянской культуре? Согласно народным представлениям белорусов, у чёрта антропоморфный вид, он косматый, чёрный, на голове у него два небольших рога, сзади хвост, на ногах и руках много острых когтей. У чертей мужского пола есть даже борода, хоть и реденькая, козлиная. В славянской мифологии чёрт может принимать на себя разные облики: появляться в образе животных и даже человека. Но как бы чёрт ни старался подделаться под человека, его можно узнать по рогам на голове, когтям на конечностях и по хвосту, потому что эти признаки не могут быть сброшены или изменены. Поэтому чёрт старается закрыть свои характерные признаки одеждой, появляется в шляпе и перчатках на руках.

Полёт кузнеца Вакулы на чёрте из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»

Полёт кузнеца Вакулы на чёрте из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством».

Кто такой чёрт в христианской мифологии

В мифологии христиан сложились давние и стойкие представления о том, как выглядят черти, точнее об их телесной форме, потому что черти также являются злыми духами. В образе чёрта есть остатки индоевропейской мифологии, куда наложились более поздние христианские представления о том, что все языческие боги – демоны, в которых есть злое начало. Всё это смешалось с иудеохристианскими мифами о падших ангелах и Дьяволе.

В образе о чёрте можно найти схожесть с греческим богом Паном, являющимся духом полей и лесов, покровителем скотоводства, и Велесом. Но чёрт в христианстве, в отличие от языческих прообразов, не покровитель скотоводства, а вредитель для людей.

Черти в христианской мифологии имеют вид животных, принадлежащих старому культу, – волков, козлов, змей, ворон, собак и т. д. В христианской культуре у чертей человекоподобная (то есть антропоморфная) внешность, к которой добавлены различные уродливые или фантастические детали. Наиболее распространенный облик этих мифических существ идентичен образу сатиров, фавнов, бога Пана. У чёрта есть хвост, рога, козлиные копыта или козлиные ноги, в некоторых случаях шерсть, а также крылья летучей мыши, когти, свиной пятачок и прочее. Довольно часто их описывают с глазами, чёрными словно угли. В этом образе черти представлены на большом количестве фресок, икон, картин и иллюстраций к книгам в Восточной и Западной Европе.

Чёрт на чешском рисунке 1848 года

Чёрт. Автор фото srub, CC BY 3.0, через Викисклад.

Кто такой чёрт в тюркской мифологии

В тюркском фольклоре (обычно соседствующем со славянским) название чёрта – Чор. В Анатолии он известен как Чорабаш. Чоры являются духовными существами, которые упоминаются в доисламских устных традиционных текстах и сказках. Они обитают в невидимом мире, расположенном в измерениях, недоступных для людей. В народных сказках упоминается, что чоры сделаны из огня и имеют физическое присутствие в природе, что позволяет им взаимодействовать с людьми и предметами и действовать как они.

Как и люди, чоры в тюркской мифологии могут быть добрыми (например, Ак-чор, то есть «белый чор»), злыми (например, Кара-чор, что значит «черный чор») либо нейтрально доброжелательными. Экзорциста в Анатолии называют Чораман. Есть два разных типа Чура: Арчура, который родом из леса и является мужем Орман Иеси, и Бичура, который родом из подземного мира и женат на Эв Иеси.

Кто такой чёрт в чешской и словацкой мифологиях

В чешских народных сказках чёрт сам по себе не является злым персонажем. Его постоянно видят соблазняющим подданных продать душу в обмен на власть, деньги, достижение цели. Обычно это заканчивается негативными результатами для злых или жадных героев, которых заставляют обманом получать совершенно бесполезные подарки и отправляют в ад.

В других случаях чёрт меняет свою роль с мошенника на обманутого. Он проигрывает герою, который оказывается хитрее и забирает его душу обратно. Таким образом, чёрта обманом заставляют строить крепостные стены за один день, рыть рыбные пруды и даже целые морские берега, перемещать огромные валуны или создавать холмы и горы. В некоторых случаях чёрту приписывают положительную роль, потому что он пытается отправить злых персонажей в ад, постоянно помогает или вступает в союз с героями и дарит им магические предметы или сокровища.

Чёрт на чешском рисунке 1848 года

Чёрт на чешском рисунке 1848 года.

В чешской и словацкой мифологиях чёрт выглядит обычно как маленький пушистый человечек с хвостом, рогами и одним или двумя копытами. Чёрта может менять свою форму, и использует эту способность, чтобы пытаться обмануть других. В этих формах чёрт представлен в виде привлекательной молодой женщины, графа или охотника (как в опере «Дьявол и Кейт»). Часто это превращение не является (и не может быть) полным, так что чёрт может быть узнан по его маленькому рогу, спрятанному в его чёрных вьющихся волосах, или по ноге с копытом, которую он прячет в высоких сапогах. В мифологии чёрт не является дьяволом, хотя у них много общего. В некоторых произведениях описывается ад, полный чертей, которым управляет демон Люцифер.